Советы специалиста

В данном разделе планирую размещать памятки, статьи по обучению и воспитанию наших малышей. Задавайте вопросы, напишите какие темы вас интересуют.




ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

КАК ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей индивидуальности. Дифференцированный подход в обучении обеспечивает развитие личности. В современной общеобразовательной школе дифференциация осуществляется в классах компенсирующего обучения и в гетерогенных классах, где дети отличаются разным уровнем умственного развития.
В практике обучения младших школьников большое внимание следует уделять неуспевающим учащимся: как правило, это педагогически запущенные дети, трудновоспитуемые и испытывающие затруднения в усвоении знаний, умений и навыков, часть из которых имеет некоторые отклонения в нервно-психическом развитии. Так, проблема развития учащихся в классах компенсирующего обучения в начальной школе связана с недостаточной разработкой диагностических методик отбора детей, адекватных коррекционным программам обучения. В ходе работы учителю необходимо изучать не только то, что ребёнок может и умеет, но и то, чего он может достичь с помощью взрослого. С этой целью необходимо разделить содержание тем программ в соответствии с уровнем обученности учащихся.
В общеобразовательной школе, несомненно, учителю легче работать с классом, в котором ученики примерно одинакового умственного развития. При этом возможно лучше осуществить индивидуальную работу, избрать темп обучения. Однако практика работы школы показывает, что дети, объединённые в группы с различным уровнем развития в одном классе, имеют возможность развиваться относительно своего уровня обученности и обучаемости. Так, хорошо успевающие дети, интересующиеся тем или иным предметом, могут увлечь отстающих. Применительно к начальному образованию понятие “дифференцированный подход в обучении” следует рассматривать как возможность индивидуализации обучения учащихся в условиях гетерогенного класса. Дифференцированный подход при этом направлен на развитие ребёнка, основанное на прошлом и настоящем социальном опыте личности. Развитие школьников происходит в ходе учебной деятельности, что позволяет учитывать реальные возможности при овладении ими приёмами умственных действий.
На уроках по различным предметам в начальных классах особого внимания требуют учащиеся со средним и высоким уровнем умственного развития. Проблема обучения хорошо успевающих школьников включает формирование устойчивого интереса как мотива учебной деятельности. В разноуровневом классе на интерес школьников к изучению различных предметов оказывают влияние различные условия: наполнение познавательных потребностей новым содержанием, включение элементов занимательности, новизны изучаемого материала, практически значимого для детей.
Основой организации уровневой дифференциации в гетерогенных начальных классах явилась самостоятельная работа. Ученики выполняли задания различного уровня сложности, которые позволили учитывать различия в умственном развитии школьников. Слабо успевающим учащимся предлагались задания, в которые включались алгоритмы действий, образцы выполнения работы. Обучение детей с низким уровнем развития происходило не со снижением объёма содержания материала, а им предлагались усложнённые задания за счёт повторения пройденного материала. Это давало возможность повысить степень самостоятельности и находить способы решения задачи, сравнивать, обобщать. В основу выполнения заданий положен характер деятельности, необходимый для их выполнения: алгоритм решения, учебные действия, учебная задача, контроль и самоконтроль.
Дифференцированный подход в обучении младших школьников в 4.3. классе (в 2010-2011 уч.гг.)  во 2.3. (в 2012-2013 уч.гг.) школы № 1 города Анадыря при сочетании форм учебной работы эффективно способствовал умственному развитию учащихся, а также укреплению и сохранению здоровья, нравственному воспитанию.
Для объединения детей в группы для осуществления дифференцированного подхода в обучении на уроках математики, природоведения, русского языка учитывались следующие критерии: обученность, обучаемость, общеучебные умения, отношение к предмету и учению в целом. В формировании природоведческих знаний особое внимание уделялось особенностям развития логического мышления младших школьников. В изучении предметов в рамках образовательного компонента “окружающий мир” в начальных классах учитывалось одно из условий: усвоение экологических знаний требует высокого уровня обобщения. Так, экологические знания у учащихся формировались на основе элементарных природоведческих представлений и понятий. Учёт индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе в обучении способствовал экологическому образованию младших школьников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий