В данном разделе планирую размещать памятки, статьи по обучению и воспитанию наших малышей. Задавайте вопросы, напишите какие темы вас интересуют.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
КАК ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Каждый школьник, обучаясь в общеобразовательной школе, имеет право на
самореализацию и, соответственно, на максимальное раскрытие своей
индивидуальности. Дифференцированный подход в обучении обеспечивает развитие
личности. В современной общеобразовательной школе дифференциация осуществляется
в классах компенсирующего обучения и в гетерогенных классах, где дети
отличаются разным уровнем умственного развития.
В практике обучения младших школьников большое внимание следует уделять
неуспевающим учащимся: как правило, это педагогически запущенные дети,
трудновоспитуемые и испытывающие затруднения в усвоении знаний, умений и
навыков, часть из которых имеет некоторые отклонения в нервно-психическом
развитии. Так, проблема развития учащихся в классах компенсирующего обучения в
начальной школе связана с недостаточной разработкой диагностических методик
отбора детей, адекватных коррекционным программам обучения. В ходе работы
учителю необходимо изучать не только то, что ребёнок может и умеет, но и то,
чего он может достичь с помощью взрослого. С этой целью необходимо разделить
содержание тем программ в соответствии с уровнем обученности учащихся.
В общеобразовательной школе, несомненно, учителю легче работать с
классом, в котором ученики примерно одинакового умственного развития. При этом
возможно лучше осуществить индивидуальную работу, избрать темп обучения. Однако
практика работы школы показывает, что дети, объединённые в группы с различным
уровнем развития в одном классе, имеют возможность развиваться относительно
своего уровня обученности и обучаемости. Так, хорошо успевающие дети,
интересующиеся тем или иным предметом, могут увлечь отстающих. Применительно к
начальному образованию понятие “дифференцированный подход в обучении” следует
рассматривать как возможность индивидуализации обучения учащихся в условиях
гетерогенного класса. Дифференцированный подход при этом направлен на развитие
ребёнка, основанное на прошлом и настоящем социальном опыте личности. Развитие
школьников происходит в ходе учебной деятельности, что позволяет учитывать
реальные возможности при овладении ими приёмами умственных действий.
На уроках по различным предметам в начальных классах особого внимания
требуют учащиеся со средним и высоким уровнем умственного развития. Проблема
обучения хорошо успевающих школьников включает формирование устойчивого
интереса как мотива учебной деятельности. В разноуровневом классе на интерес
школьников к изучению различных предметов оказывают влияние различные условия:
наполнение познавательных потребностей новым содержанием, включение элементов
занимательности, новизны изучаемого материала, практически значимого для детей.
Основой организации уровневой дифференциации в гетерогенных начальных
классах явилась самостоятельная работа. Ученики выполняли задания различного
уровня сложности, которые позволили учитывать различия в умственном развитии
школьников. Слабо успевающим учащимся предлагались задания, в которые
включались алгоритмы действий, образцы выполнения работы. Обучение детей с
низким уровнем развития происходило не со снижением объёма содержания
материала, а им предлагались усложнённые задания за счёт повторения пройденного
материала. Это давало возможность повысить степень самостоятельности и находить
способы решения задачи, сравнивать, обобщать. В основу выполнения заданий
положен характер деятельности, необходимый для их выполнения: алгоритм решения,
учебные действия, учебная задача, контроль и самоконтроль.
Дифференцированный подход в обучении младших школьников в 4.3. классе (в
2010-2011 уч.гг.) во 2.3. (в 2012-2013
уч.гг.) школы № 1 города Анадыря при сочетании форм учебной работы эффективно
способствовал умственному развитию учащихся, а также укреплению и сохранению
здоровья, нравственному воспитанию.
Для объединения детей в группы для осуществления дифференцированного
подхода в обучении на уроках математики, природоведения, русского языка
учитывались следующие критерии: обученность, обучаемость, общеучебные умения,
отношение к предмету и учению в целом. В формировании природоведческих знаний
особое внимание уделялось особенностям развития логического мышления младших
школьников. В изучении предметов в рамках образовательного компонента
“окружающий мир” в начальных классах учитывалось одно из условий: усвоение
экологических знаний требует высокого уровня обобщения. Так, экологические
знания у учащихся формировались на основе элементарных природоведческих
представлений и понятий. Учёт индивидуальных особенностей учащихся при
дифференцированном подходе в обучении способствовал экологическому образованию
младших школьников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий